6 ноября 2015 Министерство юстиции Российской Федерации вынесло решение о признании Научно-информационного центра «Мемориал» в Петербурге «иностранным агентом».

Этим решением нас, в частности, обязывают предварять все выпускаемые нами материалы анонсом, объявляющим, что они подготовлены «организацией, выполняющей функции иностранного агента».

НИЦ «Мемориал» заявляет, что не намерен ставить на своих материалах подобное клеймо. При этом коллектив НИЦ «Мемориал» не собирается прекращать работу, все проекты и программы будут продолжены.

Информируем всех заинтересованных лиц, что публичную деятельность, ранее осуществлявшуюся Научно-информационным центром «Мемориал», будет проводить Фонд Иофе.

Диссидентское движение

ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, термин, применяемый для обозначения неполитической оппозиции идеологически разнородных направлений оппозиции в СССР в 1960–1980-х гг. (с 1969 использовался в западной, с 1970-х гг. – в советской официальной. печати, через публикации в «тамиздате» получил широкое распространение в обществе), тождественен терминам «правозащитное движение», «инакомыслие». Идеологической основой Диссидентского движения явилась «Всеобщая Декларация прав человека», принятая 10.12.1948 Генеральной ассамблеей ООН. Участники Диссидентского движения принципиально отказывались от разработки общих схем государственного переустройства, создания структурированных подпольных групп с уставами и писанными программами (их заменяли неформальные объединения единомышленников), выдвигали общегражданские требования (свобода слова, право эмиграции и другие), ориентировались на открытые действия, что не исключало подпольного распространения самиздата, анонимность и псевдонимность текстов. Для гражданской позиции диссидентов характерен отказ от апелляции к советскому праву, ссылка на права человека, формально признаваемые советской властью, свободное обращение к международной общественности и западным средствам массовой информации. С середины 1960-х до февраля 1987 несмотря на аресты, преследования и эмиграцию участников Диссидентское движение, в отличие от политической оппозиции того же времени, в Москве, Ленинграде и других городах имело устойчивый характер. В Ленинграде проявлениями Диссидентского движения явились протестные действия – обращение В. И. Гомельского к съезду КПСС (арестован в 1967), открытые письма и жалобы Э. С. Орловского, распространение группой Ю. Л. Гендлера – Л. Б. Квачевского материалов московской Инициативной группы по правам человека в СССР (5 человек арестованы в 1968), деятельность члена Инициативной группы по защите прав человека в СССР В. Е. Борисова (арестован в 1969); протесты против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию: сбор подписей, открытая рассылка писем, надпись «вон из Праги, Брежнев» на Аничковом мосту (И. И. Бугославский арестован в 1968); «Союз борьбы за свободу личности» (группа В. А. Дзибалова; 6 человек арестованы в 1971); распространение листовок с призывом к бойкоту выборов (Ю. Э. Миньковский арестован в 1973), в защиту А. И. Солженицына (Л. Л. Верди арестован в 1974); деятельность «Кружка друзей социалистической законности» (О. Н. Москвин арестован в 1977); протесты против ввода советских войск в Афганистан (Б. С. Миркин арестован в 1981); демонстрации: памяти декабристов у Медного всадника (14.12.1975), художников и литераторов у Петропавловской крепости (май-июнь, 1976), в защиту прав человека 10 декабря (1977, 1978, 1979); надпись на стене Государева бастиона Петропавловской крепости: «Вы распинаете свободу, но душа человеческая не имеет оков» (Ю. А. Рыбаков, О. А. Волков арестованы в 1976); надпись на стене Трубецкого бастиона Петропавловской крепости: «Свободу Сахарову!» (В. С. Хроменков арестован в марте 1986).
Другой формой Диссидентского движения была деятельность различных независимых объединений: ленинградского отделения «Российского общественного фонда», Фонда помощи семьям политзаключенных (1974–1983, распорядители: В. И. Исакова, В. Т. Репин, В. Н. Гаенко), независимая профсоюзная работа (СМОТ – Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся, создано в 1978; Л. Я. Волохонский арестован в 1979, В. Е. Борисов выслан из страны в 1981, В. И. Сытинский арестован в 1984); семинар по общей теории систем (1968–1982, на кв. С. Ю. и Н. М. Масловых), женский клуб «Мария» (1979–80, Ю. Н. Вознесенская (Окулова), Т. А. Мамонова и др. высланы в 1980, Н. М. Лазарева арестована в 1980, повторно в 1982); религиозно-философский семинар Т. М. Горичевой (1974–1980); христианский семинар и издание журнала «Община» (1974–1979, В. Ю. Пореш арестован в 1979); редактирование исторического сборника «Память» (А. Б. Рогинский арестован в 1981), распространение изданий адвентистов седьмого дня (арестованы И. С. Звягин в 1980, Л. К. Нагрицкайте в 1981 и др.); «квартирные» художественные выставки (Г. Н. Михайлов арестован в 1979); организация групп по занятиям хатха-йогой (А. И. Иванов арестован в 1977).
Особое место в Диссидентском движении занимали еврейские национальные объединения – Ленинградская сионистская организация (Г. И. Бутман, М. С. Коренблит и другие арестованы в 1970); семинар евреев-«отказников» (1979–1981, Е. Леин арестован в 1981). Для Диссидентского движения характерно появление литературы, не ориентированной на советскую цензуру. Среди ее создателей – писатель К. В. Успенский (арестован в 1960), поэт И. А. Бродский (арестован в 1964), М. А. Нарица (автор романа «Неспетая песня»; арестован в 1961), М. Р. Хейфец (автор предисловия к сб. стихов Бродского; арестован в 1974), Д. Е. Аксельрод (автор романа «братья Красовские»; арестован в 1982), поэт К. М. Азадовский (арестован в 1982). За изготовление и распространение «самиздата» и «тамиздата» были арестованы: группа Г. В. Давыдова – В. В. Петрова (1973), М. М. Климова (1982), М. Б. Мейлах (1983), Г. А. Донской (1983), М. В. Поляков (1983), Б. О. Митяшин (1984); вынуждены эмигрировать – Е. Г. Эткинд (1976), Л. С. Друскин (1980), С. В. Дедюлин (1981) и другие.
В. В. Иофе помогал вырабатывать индивидуальную стратегию поведения на допросах, обысках, при угрозах со стороны КГБ, Э.С. Орловский проводил консультации, давал комментарии к Конституции СССР, УК, УПК и другим законам, что помогало арестованным участникам Диссидентского движения сохранять независимую позицию на следствии. Многие положения идейного и этического наследия Диссидентского движения были усвоены обществом, обеспечив идеологическую основу посткоммунистической эпохи, а некоторые формы Диссидентского движения оказались прообразами общественных организаций и объединений (правозащитных, социальных, культурных, просветительных).
 
И. А. Флиге.