О примирении и согласии в России1
Уважаемая комиссия!
Указ Президента с объявлением 1997 года «Годом согласия и примирения»2 привлекает внимание общества к необходимости решения проблем российской истории ХХ века. К сожалению, Конституционный Суд России, у которого была в свое время уникальная возможность вынести оценочное суждение в отношении политического режима СССР и должного отношения к нему, по существу уклонился от этого и, осудив многочисленные преступления советского режима, оставил вопрос о легитимности советской власти фактически открытым3. Объявив Российскую Федерацию полноправным наследником СССР и признавая тем самым законность советского режима, правительство страны таким решением поставило под сомнение правомерность сопротивления коммунистическому режиму в СССР во все периоды его существования, и Указ Президента теперь предлагает снять эту двусмысленность предложением взаимного примирения.
Тезис о взаимном прощении, безусловно, может быть принят в отношении событий гражданской войны, в которой небывалые жестокости сопровождали действия обеих сторон, а красный и белый террор свирепствовали на территории России, провоцируя друг друга. Это предложение, безусловно, не может быть принято в отношении участников политической борьбы, сотрудничавших с национал-социалистической партией Германии, войсками СС и гестапо – организациями, признанными преступными международным трибуналом в Нюрнберге. Но остальная история страны никак не укладывается в эти простые схемы.
Сразу после захвата власти коммунистическое правительство страны приступило к систематическому террору в отношении населения России, не просто искореняя политическую оппозицию, какой бы мирной она ни была, но уничтожая самый дух гражданской независимости.
Исторические факты политических репрессий по признакам социальной принадлежности, вероисповедания, национальности общеизвестны. Массовые репрессии, депортации, принудительный рабский труд узников Гулага, крепостное право в отношении остального населении страны – кто кому здесь должен простить и что простить? Уничтожение правительством страны собственного народа можно назвать гражданской войной, понимая только, что это война односторонняя, и разговор о взаимном согласии можно вести лишь после устранения всех последствий политического террора, сохраняющихся и сегодня. И начать нужно органам власти всех уровней, взявшим на себя ответственность за историческое наследие страны во всей полноте, потому что по нормам наследственного права принимающий наследство принимает и долги по нему. У нас была отечественная гражданская война, и для начала нужно признать бывших узников политических лагерей инвалидами Отечественной войны (здоровых среди них нет), а пострадавших от политических репрессий – ее участниками, и сделать это публично и законодательно. Государство вело гражданскую войну против человека как личности, и многие наши сограждане, которые составляли славу страны, системой были обречены на устранение из памяти народа, и до сих пор сделано слишком мало, чтобы воздать им должное. Сделать это не поздно и сейчас, нужна только добрая воля.
Этот год – не просто юбилей октябрьского переворота, это также юбилей зловещего 1937 года, ставшего символом политического террора, и «Мемориал» предлагает объявить 1997 год Годом прав человека и жертв политических репрессий. Может быть, это поможет снять ту энергию ненависти, которой переполнена наша страна.
Мы должны найти и обустроить места расстрелов и захоронений жертв ВЧК–ОГПУ–НКВД, скрытые от нас до сих пор. Мы должны найти возможность отметить память тех выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, государственной жизни, которые стали жертвами политических репрессий. Мы должны оказать социальную помощь немногим дожившим до наших дней жертвам политического террора и их семьям, всю жизнь бывшим париями советского общества. Мы должны вспомнить и воздать должное памяти тех наших сограждан, которые во времена тотального террора находили в себе силы и мужество противостоять античеловеческому режиму.
Память о прошлом должна войти органически в наши культурные, образовательные и просветительные программы. То оскудение нашего государственного и социального бытия, в котором пребывает ныне страна, то разрушение общественной морали, которое не позволяет нам подняться, безусловно является наследием десятилетий беспримерного торжества насилия и угнетения человеческой личности.
Достичь преображения нашей жизни невозможно без глубокой переоценки старой системы ценностей, и лучшее, что мы можем сделать, – это способствовать такой переоценке.
Дополнение 2001 года4:
Хочу исправить ложные представления, которые могут сложиться у читателей после прочтения статьи Максима Соколова «Покаяние в послехристианскую эпоху»5. Упоминания о покаянии в обращениях к власти у общечеловечных неоязычников имеют точно такой же смысл, какой в предыдущую эпоху носили такие же их обращения к власти со словами «исполняйте свои собственные законы». Поскольку официальное словоупотребление в настоящее время сочло нужным перейти с языка марксизма-ленинизма на язык ленинизма-православизма, то естественно и разумно в разговоре с государством использовать признаваемый им понятийный аппарат. Разумеется, речь не идет об апелляции к чьим-то индивидуальным или соборным душам, но только о том, что от государственной идеологии, по ее понятиям, правомерно было бы ожидать введения термина «покаяния» в трактовку истории собственного перехода от воинствующего марксизма к воинствующему православизму. Нужно это общечеловечным неоязычникам для того, чтобы иметь основания требовать воздания должного погубленным и попранным властью сыновьям и дочерям России ХХ века и облегчения участи тех из них, кому было дано дожить до наших дней, так и оставшись изгоями российского государства.
Ссылки
1. Выступление на заседании Комиссии по примирению и согласию (Смольный, 19.02.1997). На последующие заседания Комиссии В.В.Иофе приглашен не был.
2. УП РФ №1537 от 07.11.1996 «О Дне согласия и примирения» (днем согласия и примирения объявлен день 7 ноября); в тексте этого указа 1997 год, год 80-летия Октябрьской революции, объявлен «Годом согласия и примирения». Далее последовал УП РФ №196 от 10.03.1997 «О Государственной комиссии по проведению Года согласия и примирения», утвердивший Положение о Государственной комиссии и ее состав.
3. Постановление КС РФ №9-II от 30.11.1992: «В связи с тем, что в августе-сентябре 1991 года КПСС фактически распалась... производство по ходатайству и проверке конституционности КПСС и КП РСФСР прекратить».
4. Разговоры о примирении и согласии закончились вместе с 1997 годом, вскоре в средствах массовой информации появился новый термин «всенародное покаяние» (или «покаяние нации»), не уточняющий, кто перед кем будет каяться.
5. Соколов М. Покаяние в послехристианскую эпоху // Известия. 2001. 1 марта.