Россия и Германия в ХХ веке1
Выставка «В мире двух диктатур» – это рассказ о том, как два европейских государства, Россия и Германия, в начале ХХ века выпали из русла мировой цивилизации и оказались ввергнутыми в состояние первобытной орды. В своей государственной практике эти страны воспроизвели всю психологию раннекаменного века: разделение мира на «своих» и «чужих», культовые обряды племенного единства, магические заклинания государственной пропаганды, обожествление племенных вождей, мистический страх перед возможными кознями тайных вражеских сил. Поиск внтренних и внешних врагов и борьба с ними составили суть политической философии и карательной политики этих диктаторских режимов. Технические средства ХХ века придали развязанной ими охоте на людей невиданный ранее размах, а заражение мира этими репрессивными идеологиями и их преодоление составили основное содержание мировой истории ХХ века.
Война государства с человеком развивались в России и Германии по-разному. В России новому строю удалось почти сразу избавиться от своих действительных и мнимых противников с помощью бессудных убийств периода «красного террора», гражданской войны и двухмиллионной эмиграции. Позже прямое уничтожение оппонентов было заменено отправкой их в концлагеря устрашения (наиболее известным из них был лагерь на Соловках), где они проходили курс разрушения человеческой личности демонстративным произволом администрации и бессмысленной дисциплинарной муштрой. В дальнейшем поиск вредителей расширялся и все новые категории населения объявлялись «врагами народа» и подлежали репрессиям: либералы, социалисты, офицеры, инженеры, священники, крестьяне, финны, поляки, немцы, эстонцы... эсперантисты... списку этому не было конца. «Врагов народа» ждали расстрелы и лагеря, и созданный в 1931 году Гулаг за последующие десятилетия пропустил через себя миллионы безвинных жертв. Через двадцать лет после октябрьского переворота, в 1937–1938 годах террор достиг максимума, затем несколько спал в предвоенный период, но и тогда, и в последующие годы он уже существенно не снижался. В сороковые–пятидесятые врагами народа объявлялись целые народы: чеченцы, ингуши, калмыки, греки-месхетинцы, евреи, ассирийцы...
В Германии национал-социалистический режим после прихода к власти в 1933 году начал с устройства концлагерей устрашения (наиболее известным из них был лагерь в Дахау), где политические и идеологические оппоненты режима проходили курс разрушения личности (как это было на советских Соловках). В дальнейшем репрессии расширялись, врагами рейха были объявлены также целые категории населения: социал-демократы, евреи, цыгане, «Свидетели Иеговы», душевнобольные, расово неполноценные, гомосексуалисты, декаденты и т.п. С начала войны были созданы лагеря уничтожения, где врагов уничтожали промышленными способами, и счет убитых пошел на миллионы.
В первобытном мире прямое уничтожение пленных врагов племени было со временем заменено более прагматичным обращением их в рабство. Точно так же через несколько лет после становления диктаторских режимов России и Германии их правительства пришли к осознанию мысли о том, что жертвы режима могут быть использованы как рабочая сила на пользу государства, и смерть заключенного от чрезмерного труда полезнее, чем прямое убийство его как врага народа. В июле 1929 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров «Об использовании труда уголовно-заключенных»2, которое положило начало широкому использованию труда заключенных в экономике Советской России, в начавшейся индустриализации, в «великих стройках коммунизма». Национал-социалистическая Германия пришла к тому же выводу под давлением обстоятельств военного времени в марте 1942, когда рейхсфюрер СС Гиммлер отдал распоряжение Хозяйственному управлению СС шире использовать труд заключенных в военной промышленности3. Эти административные акты не ликвидировали работу машин смерти, но способствовали тому, что лагеря массового уничтожения стали во все большей степени сменяться шахтами и каменоломнями массового уничтожения, лесозаготовками массового уничтожения, железнодорожным строительством массового уничтожения (Россия в этом преуспела, у Германии осталось мало времени). Как и в эпоху великих деспотий древности, наличие большого количества государственных рабов позволяло новым диктаторам затевать амбициозные проекты великих строек, которые должны были навсегда остаться в памяти потомков. Так были построены Беломорканал (1933 год) и Мосволгоканал (1935 год), заложены железные дороги по краю Северного Ледовитого океана (1949 год, лагерь в Салехарде) и через пустыню Сахару (1942 год, лагерь в Джельфе, Алжир). Со смертью диктаторов машины смерти были остановлены, но соблазн возврата к магической реальности племенной соборности остался и находит своих поклонников в наших странах и по сей день. Выставка «В мире двух диктатур» посвящена тем мужчинам и женщинам России и Германии, кто, живя среди торжествующей жестокости и бесправия, смог не соблазниться злом, сохранить личную внутреннюю свободу и остаться человеком в бесчеловечном мире ХХ века.
Октябрь 2000
Сноски
1. Выставка «В мире двух диктатур. Россия и Германия в ХХ веке» открыта в Просветительном центре 27.10.2000, экспонировалась в Воронежском Государственном Педагогическом Университете (16–23.04.2001), в Национальном музее Республики Коми (Сыктывкар, 16.04–16.05.2002). Легла в основу: Дискуссия «Опыт России и Германии в ХХ веке» (СПб., 19.02.2001), Российско-германский семинар «Мир за колючей проволокой» (Воронеж, 16–23.04.2001), Международный симпозиум памяти В.В.Иофе «Мир после Освенцима и ГУЛАГа» (Cыктывкар, 15–16.05.2002).
2. Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заклю- ченных» от 11.07.1929. – ГАРФ, ф.6446, оп.1, д.48, л.210–212. Цит. по: Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны: 1930-е годы. Сборник документов. – М., 1998. С.19–20.
3. Распоряжение Гиммлера. BA, NS 3/1080, fol. 118, Anordnung Himmlers vom 3.3.1942. Цит. по: Die nationalsozialistischen Konzentrationslager. Entwick- lung und Struktur. Band II. S.641.