Заявление для печати1
Внешнеполитический скандал, преднамеренно раздуваемый коммунистическим правительством России и его национал-шовинистическими приспешниками по поводу событий в Косово2, имеет своей задачей скорейшее возвращение нашей страны за железный занавес, в то состояние полной изоляции от рода людского, в котором страна пребывала долгие 80 лет, придя в результате к тотальной моральной и хозяйственной катастрофе. Для коммунистического режима, то есть для правящей криминализированной государственной бюрократии, национальное благосостояние всегда было предметом забот лишь в той степени, в какой это обеспечивало удержание народа в состоянии бессловесного повиновения, а собственной власти – в неприкосновенности.
Сегодня, гарантировав свое безбедное существование экс- портом энергоресурсов, свою внешнюю безопасность ядерными арсеналами, убедившись в исчерпанности продуктивного потенциала страны и в невозможности организации чего бы то ни было на выжженной коммунистическим правлением земле, политическая верхушка уже не нуждается в существовании населения на территориях пролегания питающих ее газо- и нефтепроводов. Отделение лишних регионов, падение жизненного уровня, снижение рождаемости, повышение смертности старших возрастов и эмиграция младших: все процессы идут в одном направлении – прогрессирующего обезлюживания страны. Лояльность же временно остающихся, как это придумано издавна, обеспечивается сплочением нации перед лицом искусственной внешней угрозы. Этому и служит далекий косовский конфликт, бряцание оружием, громкие слова, мобилизация всего пропагандистского аппарата от ностальгирующих большевиков до московского патриархата. Стать в оппозицию к человечеству, выпасть из мировой истории и из жизни – это единственная возможность для неокоммунистического режима продлить свой контроль за ресурсами и власть над Россией. Ничего иного коммунизм предложить стране не может. Но нам это не нужно.
27 марта 1999
***
Югославская война, как и любая другая, в драматической форме обнажила проблемы, которые человечество накопило к этому моменту и не смогло (или не захотело) разрешить иным путем. А потому события на Балканах и вызвали ожесточенную полемику в мировом общественном мнении, споры в атлантических столицах. О России здесь речи нет. В освобождении от собственного террористического наследия наша страна не преуспела, поэтому и не стоит ожидать чего-нибудь путного от газетного и митингового шума. Те 100–150 человек, чье мнение для мира что-то значит (т.е. те, кто выступал против актов агрессии СССР в Венгрии, Чехословакии, Афганистане), высказываются достаточно сдержанно, а протесты остальных 150 миллионов, привыкших к дирижерской палочке «Правды» или «Комсомольской правды», как и в прежние годы, вряд ли могут всерьез приниматься кем-нибудь во внимание. Давно ли московские законодатели проголосовали за установку на Лубянке памятника члену коммунистического политбюро3, организации, признанной в 1992 году Конституционным судом России антиконституционной и преступной (ответственной, кстати сказать, за авиационные налеты и разрушение бомбардировками жилого центра Ярославля в июле 1918 года), а наши питерские законодатели проголосовали за установление персональной пенсии члену той же преступной организации, но уже периода бомбардировок населенных пунктов Афганистана4. Любопытно, что депутатам как-то удается сочетать эти свои решения с выражением неодобрения по поводу криминализации общества.
Речь идет о другом. Когда 10 лет назад рухнула берлинская стена и народы Восточной Европы стали освобождаться от коммунистической оккупации, необходимость нравственного возрождения после десятилетий государственного произвола требовала не просто политического избавления от системы реального социализма, но и судебного осуждения исполнителей преступной власти.
К сожалению, пораженность национальных организмов была столь высока, что практичеки нигде процесс очищения (люстрации) не был организован в юридически корректных формах.
Сегодня определенно можно сказать, что случись десять лет назад еще один нюрнбергский (или берлинский) процесс, иная была бы европейская история девяностых годов, не нашлось бы в 1998 году в Европе столько оппонентов «Черной книги коммунизма», готовых пренебречь памятью о десятках миллионов погубленных человеческих жизней ради сохранения светлых идеалов коммунизма. Не пришлось бы в 1999 году европейским правительствам авиационными налетами отрешать от власти очередного президента-террориста, а нам не надо бы было спорить о юридически грамотных способах избавления мира от тиранов.
2 мая 1999
ПРИМЕЧАНИЯ
К 1999 территория автономного края Косово Республики Сербия стала зоной острого этнополитического конфликта, вызванного этническими чистками албанского населения, отменой автономного статуса Косово правительством Югославии и развертыванием военной кампании против Освободительной армии Косово (с февраля 1998), – убиты тысячи этнических албанцев, сотни тысяч бежали в соседние страны и области. В феврале 1999 страны Запада предприняли попытку урегулировать конфликт, но югославская делегация отказалась подписать итоговый меморандум, предусматривающий предоставление Косово автономии и ввод в Косово миротворческих сил НАТО. Операция НАТО «Allied Force» по «принуждению к миру» (на основании резолюции ООН №1244) в Югославии проведена 24.03–10.06.1999 (ракетно-бомбовые удары по югославским военным и стратегическим объектам), пострадали и гражданские объекты (центры беженцев из Боснии, Хорватии, школьные здания, ТЭЦ, мосты, железные дороги, больницы и др.). Правительство Югославии приняло международный план урегулирования сербско-албанского конфликта (09.06.1999): ввод миротворческих сил НАТО и России.
Слободан Милошевич, президент СРЮ с 1989. Международным трибуналом в мае 1999 обвинен в «преступлениях против человечества», объявлен как президент Югославии ответственным за убийства и насильственную депортацию этнических албанцев. Арестован 01.04.2001 в Белграде, 29.06.2001 доставлен в Гаагу и выдан Международному трибуналу по военным преступлениям (в настоящее время приговор не вынесен).
Сноски
1. От имени Объединения политзаключенных 1950–1980-х годов Санкт-Петербургского общества «Мемориал», подписано В.В.Иофе, Б.П.Пустынцевым, Ю.М.Шмидтом.
2. Заявление Президента РФ Ельцина от 24.03.1999 с требованием немедленного прекращения военных действий. Воззвание Патриарха Московского и всея Руси от 25.03.1999 в связи с вооруженной акцией против Югославии с осуждением действий НАТО.
3. Памятник Ф.Э.Дзержинскому демонтирован в ночь 21/22.08.1991 (пост. Моссовета от 22.08.1991). Проект постановления «О восстановлении памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянской площади в Москве», рассмотрен на заседании ГД 02.12.1998 («за» голосовало 237 депутатов, «против» – 69). В разное время мэр Москвы Ю.Лужков занимал последовательно противоречивую позицию (04.12.1998 на пресс-конференции категорический протест против восстановления памятника и выступление в поддержку восстановления 13.09.2002 на заседании общественного совета градостроительного совета при мэре Москвы). ГД к этому вопросу не возвращалась.
4. Зайков Л.Н. (1923–2002), председатель Ленгорисполкома (1976–1983), Первый секретарь Ленинградского Обкома КПСС (1983–1985), секретарь ЦК КПСС (1985–1991), Первый секретарь Московского горкома (1987–1989), член Политбюро ЦК КПСС (1986–1991). Назначена персональная пенсия (пост. ЗАКС Санкт-Петербурга от 21.04.1999) по представлению Администрации СПб.